Для любой мышечной деятельности (не важно, короткая врывная или продолжительная циклическая) нужна энергия. В организме она образуется в основном двумя способами аэробным и анаэробным (с участием кислорода и без него). При кратковременной работе происходит анаэробное энергообеспечение, при средней и длительной работе – аэробное (потребление кислорода тем выше, чем больше мощность выполняемой нагрузки). Поэтому в видах спорта, требующих проявления большой выносливости, спортсмены должны обладать большими аэробными возможностями. То есть высокой максимальной скоростью потребления кислорода (большая аэробная "мощность"), и способностью длительно поддерживать высокую скорость потребления кислорода (большая аэробная "емкость").
Сочетание этих двух способов энергообеспечение в простанародье называется "дыхалкой"
Физиология вопроса
читать дальшеАэробные возможности человека определяются прежде всего максимальной для него скоростью потребления кислорода. Чем выше МПК (максимальное потребление кислорода), тем больше абсолютная мощность максимальной аэробной нагрузки. Кроме того, чем выше МПК, тем относительно легче и потому длительнее выполнение аэробной работы.
Уровень МПК зависит от максимальных возможностей двух функциональных систем:
• кислородтранспортной системы (абсорбирующей кислород из окружающего воздуха и транспортирующей его к работающим мышцам и другим активным органам и тканям тела);
• системы утилизации кислорода (мышечной системы, экстрагирующей и утилизирующей доставляемый кровью кислород).
Кислородтранспортная система включает систему внешнего дыхания, систему крови и сердечнососудистую систему.
Внешнее дыхание служит первым звеном кислородтранспортной системы. Оно обеспечивает организм кислородом из окружающего воздуха за счет легочной вентиляции и диффузии О2 через легочную (альвеолярно-капиллярную) мембрану в кровь и поддерживает напряжение кислорода в артериальной крови, необходимое для эффективного снабжения работающих мышц, а также других активных органов и тканей.
Главные эффекты тренировки выносливости в отношении системы внешнего дыхания состоят в следующем:
1. увеличение легочных объемов и емкостей;
2. повышение мощности и эффективности (экономичности) внешнего дыхания;
3. повышение диффузионной способности легких.
Многие показатели крови могут существенно влиять на аэробную выносливость. Прежде всего, от объема крови и содержания в ней гемоглобина зависят кислородтранспортные возможности организма.
Основные изменения в крови, происходящие в процессе тренировки и приводящие к повышению, выносливости, сводятся к следующему:
1. увеличению объема циркулирующей крови (в большей мере за счет повышения общего объема плазмы, чем эритроцитов, т. е. со снижением гематокрита);
2. снижению рабочей лактацидемии (и соответственно ацидемии) при немаксимальных аэробных нагрузках (в общем виде это можно определить как повышение анаэробного порога);
3. повышению рабочей лактацидемии (и соответственно ацидемии) при максимальных аэробных нагрузках.
Поскольку у спортсменов, как и у всех здоровых людей, внешнее дыхание не лимитирует скорость потребления кислорода, кислородо-транспортные возможности определяются в основном циркуляторными возможностями, и прежде всего способностью сердца прокачивать большое количество крови по сосудам и тем самым обеспечивать высокую объемную скорость кровотока через легкие, где кислород захватывается из альвеолярного воздуха, и через работающие мышцы, получающие кислород из крови.
У высококвалифицированных спортсменов большие аэробные возможности (МПК) в основном определяются исключительно высокой производительностью сердца, способного обеспечивать большой сердечный выброс, который достигается за счет увеличенного систолического объема, т. е количества крови, выбрасываемого желудочками сердца при каждом сокращении.
Увеличенный максимальный систолический объем возможен благодаря прежде всего:
• большим размерам полостей сердца (желудочков), т. е. увеличенной конечно-диастолической и функциональной остаточной емкости желудочков;
• увеличенному венозному возврату крови к сердцу, что обеспечивается, в частности, за счет относительно больших общего объема циркулирующей крови и центрального объема крови;
• повышенной сократимости миокарда, что обеспечивает более полное опорожнение желудочков, т. е. более полное использование резервного объема крови тренированным сердцем.
Систолический объем увеличивается постепенно в результате продолжительной интенсивной тренировки выносливости и является следствием двух основных изменений в сердце: 1) увеличения объема (дилятации) полостей сердца и 2) повышения сократительной способности миокарда.
главные эффекты- тренировки выносливости в отношении сердечно-сосудистой системы состоят в:
1. повышении производительности сердца, т. е. увеличении максимального сердечного выброса (за счет систолического объема);
2. увеличении систолического объема;
3. снижении. ЧСС (брадикардии) как в условиях покоя, так и при стандартной работе;
4. повышении эффективности (экономичности) работы сердца;
5. более совершенном перераспределении кровотока между активными и неактивными органами и тканями тела;
6. усилении, капилляризации тренируемых мышц и других активных органов и тканей тела (в частности, сердца).
Воспитание выносливости путем воздействия на аэробные возможности человека
Основные требования, предъявляемые к упражнениям развивающим выносливость, следующие:
• упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин;
• работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.
Для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью. Эффективным средством являются спе¬циальные подготовительные упражнения, максимально приближен¬ные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, а также специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
Основными методами развития выносливости являются:
• метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;
• метод повторного интервального упражнения;
• метод круговой тренировки;
• игровой метод;
• соревновательный метод.
Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности человека
Воспитание выносливости путем воздействия на анаэробные возможности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопления недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и характеризуется решением двух задач:
• повышение мощности гликолитического (лактатного) механизма;
• повышение мощности креатинфосфатного (алактатного) механизма.
Для этого используются основные и специально подготовительные упражнения соответствующей интенсивности. При этом применяются методы повторного и переменного интервального упражнения.
К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования гликолитического механизма, предъявляются следующие требования:
• работа должна выполняться с интенсивностью 90—95% от максимальной мощности для данного отрезка дистанции, продолжительность работы от 20 с до 2 мин;
• число повторений в серии для начинающих 2-3, для хорошо подготовленных 4-6;
• интервалы отдыха между повторениями постепенно умень¬шаются (после первого — 5-6 мин, после второго — 3-4 мин, после третьего — 2-3 мин);
• Между сериями должен быть отдых для ликвидации лактатного долга в 15-20 мин.
К упражнениям, применяемым в качестве средств совершенствования креатинфосфатного механизма, предъявляются следующие требования.
• Интенсивность работы должна быть околопредельной (95% от максимума);
• продолжительность упражнений — 3-8 с;
• интервалы отдыха между повторениями — 2-3 мин, между сериями (каждая серия состоит из 4-5 повторений) — 7-10 мин.
• Интервалы отдыха между сериями заполняются упражнениями очень низкой интенсивнос¬ти, число повторений определяется исходя из подготовленности занимающихся.
Развитие аэробных и анаэробных возможностей сочетается между собой. Гликолиз зависит от дыхательных возможностей и в то же время сам является основой для алактатного процесса. Исходя из этого в системе занятий целесообразно планировать преимущественное развитие этих возможностей в следующей последовательности: аэробные - лактатные - алактатные. В процессе одного занятия решение задач на воспитание выносливости должно происходить в обратном порядке.